Введение
 Письмо авторам
Легенды Жигулевских гор
Основание Ставрополя-на-Волге
Строительство Волжской ГЭС
Строительство ВАЗа
Видеофрагменты Фотогалерея
Заключение
Трижды рожденный. Часть 3

Строительство ВАЗа

Летом 1964 года, когда умер вождь коммунистов Италии Пальмиро Тольятти, на многолюдном митинге молодой строитель Николай Гармаш предложил переименовать Ставрополь в город Тольятти. И 28 августа Ставрополь сменил свое имя.
С этого момента началась новая история, история, связанная с ВАЗом.

1966 г

12 сентября на площадке автозавода закончены изыскательские работы. Инженерно-геодезические заключения и копии топографических планов самолетом направлены в Москву.
6 ноября в сооружения производственной базы уложены первые ку-бометры бетона.
24 ноября дорожники треста Спецстрой завершили строительство семикилометровой автодороги к автозаводу.

1967 г.

21 января вынут первый ковш грунта под первый пусковой объект- КОРПУС вспомогательных цехов.
4 февраля бригада К. Юдина из СУ-11 Автозаводстроя уложила первый кубометр бетона в фундаменты корпуса вспомогательных цехов.
20 марта - начало земляных работ на площадке главного корпуса.
3 мая комплексные бригады механизаторов И. Ремигайло и В. Быкова начали работы по комплексно-механизированной разработке грунта.
22 мая уложены первые кубометры бетона в фундаменты ремонтно-литейного цеха.
10 сентября большой бетонный завод, смонтированный в короткий срок на площадке производственной базы, выдал первый бетон.
24 ноября на пиковой котельной ТЭЦ автозавода пущен первый котел производительностью 100 Гкал в час. Первое тепло поступило на промышленную базу строительства.

1968 г.

На куйбышевский завод "Электрощит" прибыл прокатный стан из Франции, который обеспечивал гофрированным оцинкованным настилом кровли главного корпуса.
4 февраля строители третьего участка СУ-11 Автозаводстроя завершили укладку бетона в первый блок вставки № 2 главного корпуса.
В августе трестом Спецпромстрой уложены первые 5 тыс. м2 торцовой шашки на устройстве полов в КВЦ.
В сентябре монтажники треста Стальмонтаж завершили возведение каркасов ремонтно-литейного и ремонтно-кузнечного цехов, открыв широкий фронт для кровельных и отделочных работ. В октябре произведена пробная прокрутка двух кондиционеров на КВЦ, завершена ревизия оборудования.
28 ноября на КВЦ вступил в действие первый кондиционер производительностью 240 тыс. м3 воздуха в час.

1969 г.

В январе трестом Стальконструкция завершено возведение каркаса здания прессового корпуса. 2 февраля подано тепло в прессовый корпус.
5 февраля поставлен на обкатку первый молот ремонтно-кузнечного цеха.
23 февраля в первую треть главного корпуса подано тепло. Открыт широкий фронт для отделочных работ и монтажа оборудования.
11 июля состоялся торжественный митинг по поводу сдачи ремонтно-кузнечного цеха в эксплуатацию.
20 августа трест Мингазпрома закончил прокладку газопровода Мокроусы - Тольятти. На площадке ТЭЦ Волжского автозавода зажжен факел как символ трудовой победы газовиков.
17 октября в 15 ч 15 мин подано напряжение на щит управления приточной вентиляции цеха алюминиевого литья.
22 октября в прессовом корпусе был произведен пуск 20 кондиционеров из 27. Из 128 отопительных агрегатов по заводу включено в работу 58.
15 ноября трест Двигательмонтаж начал монтаж больших прессов в прессовом корпусе.

1970 Г.

1 марта первые 10 кузовов будущего автомобиля сварены на кондукторе цеха сварки.
1 апреля Государственная комиссия подписала акт о приемке в постоянную эксплуатацию ремонтно-литейного цеха Волжского автозавода.
В канун ленинского юбилея сданы в комплексную пусконаладку сборочно-кузовное производство и главный конвейер автозавода.
19 апреля с главного конвейера сошел первый автомобиль марки ВАЗ-2101 "Жигули". Во второй половине дня 21 апреля произведена отливка поршней двигателя автомобиля в цехе алюминиевого литья.
28 мая в 23 ч 50 мин закончился прогон воды по пусковой схеме всех гидротехнических сооружений станции очистки воды (СОВ). Волжская вода подана в систему водоснабжения Волжского автозавода.

Далее